Профориентация
Видеоподкаст о профориентации "Билет в будущее"
Список бесплатных видеоматериалов по профориентации от создателей некоммерческой профориентации в России пополнился необычным подкастом, созданном в жанре психологическойигры. Его участниками стали мамы и дети, которые в игровой форме отвечали на простые и неожиданные вопросы, раскрывающие отношение к такой важной теме как, поиск жизненного профессионального пути, с обеих сторон. По сути пятисерийныйвидеоопрос, проведенный в 8 городах России, показал, что несмотря на скрытое желание родителей влиять на выбор, в основе диалога о профориентации лежит в первую очередь мнение самого ребенка и российские родители готовы это принять.
– Мам, ну ты чего?– спросили своих мам герои пяти серий – школьники из разных городов России: Казани и Владимира, Воронежа и Санкт-Петербурга, Хабаровска и Тамбова,Белгорода и Владимира.Новыйвидеоподкаст «Мам, ну ты чего? Серьезный разговор о будущем»затронул один из важных аспектов профориентации – участие родителей в профессиональном развитии будущих кадров страны.
Эксперимент можно считать успешным: мамы рассказывают о том, кем мечтали быть в детстве, как выбирали дело и преодолевали сложности насвоем пути, дети – о том, кем хотят быть и куда пойдут учиться, чем любят заниматься и что считают главным в жизни. Встретившись перед камерой, участники проекта – близкие люди, узнают больше друг друга в такой важной сфере, как выбор любимого дела. Дети делятся опытом участия в проекте «Билет в будущее», родители своими воспоминаниями и лайфхаками для успешного построения профессиональной траектории.
Истории героев вдохновляют и мотивирует, несмотря на возникающие трудности. «Главное, быть открытым к новым возможностям и не бояться идти к своей мечте!», – призывает всех Яна Чурикова, российская телеведущая, журналист, актриса, голос которой сопровождает героев проекта.
Проект будет полезен тем родителям и детям, кто ищет способы наладить диалог о выборе профессии, научиться задавать правильные вопросы друг другу и на стыке ответов взглянуть со стороны на разные точки зрения. Подкаст может выполнить роль тренажера для подготовки к серьезному разговору, предлагая использовать игровую механику для межпоколенческой медиации.
Премьера подкаста «Мам, ну ты чего? Серьезный разговор о будущем» пройдет с 20 по 25 ноября нынешнего года, завершая сезон проекта «Билет в будущее-2024», в эфире российских телеканалов.
Напомним, что «Билет в будущее» является центральным российским проектом по профориентации, оператором которого поручением Министерства просвещения назначен Фонд Гуманитарных Проектов. Благодаря опыту фонда в построении государственных сетевых проектов за 5 лет реализации некоммерческая профориентация впервые появилась в стране и охватила каждую вторую российскую семью. Более 8 миллионов школьников уже получили свои карьерные треки и как выпускники в будущем сформируют трудовой рынок нового типа. Двенадцать тысяч российских компаний стали соучастниками этих позитивных изменений в экономике и уже строят по-новому свою кадровую систему. Основу будущего развития профориентации составили 100 000 педагогов-навигаторов, ставших не только карьерными наставниками для школьников, но и амбассадорами профориентации среди коллег. Успешным компонентом проекта стала цифровая система bvbinfo.ru, созданная фондом в партнерстве с ведущими научными и методическими лабораториями страны. Благодаря нацпроекту она одинаково доступна, как жителям новых, так и исторических территории России.
Серии подкаста доступны по свободной лицензии для некоммерческого использования https://disk.yandex.ru/d/G79mPOjG6Z-7AQ
В России издадут первый сборник рассказов о профориентации
Лучшие работы педагогов-навигаторов, участвующих в конкурсе «Россия – мои горизонты», будут опубликованы в книге «Профориентационные рассказы».
В ноябре Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» провел конкурс «Мои горизонты» для педагогов-навигаторов. Учителя получили возможность не только выиграть грант на профессиональное и творческое развитие, но и рассказать о своем опыте проведения профориентации в школах в свободной творческой форме.
Всего на конкурс поступило более 1500 заявок из всех регионов России в трёх номинациях: эссе, новостной материал и публицистика. По решению творческой комиссии избранные тексты будут опубликованы в специальном сборнике.
«Каждый материал, который поступил на конкурс, по-своему уникален. Мы получили истории самих педагогов, и рассказы об успехах школьников в деле самоопределения, и размышления о необходимости профориентации в школах. Некоторые педагоги рассказали о собственных практиках, с помощью которых дети могут лучше определить профессиональные интересы. Мы решили, что другим педагогам будет не только интересно, но и важно познакомиться с опытом коллег и найти для себя что-то новое», –уточняют в пресс-службе проекта «Билет в будущее».
Сборник «Профориентационные рассказы» станет первым подобным изданием в России. В него войдут более 100 работ педагогов-навигаторов, участвующих в проекте «Билет в будущее», из всех регионов страны. Книга даст возможность читателю познакомиться с эмоциональным опытом внедрения некоммерческой профориентации в стране с точки зрения тех, кто работал с конечными выгодоприобретателями – самими школьниками России, как из городов-миллионников, так и из малых населенных пунктов. «Профориентационные рассказы» — это, по сути, личные истории простых педагогов, которые открыли для себя новое направление с большим социальным потенциалом и возглавили его каждый в своем регионе.
Книга будет полезна, и как мотивационное издание, и как сборник рассказов о любви педагогов к своим подопечным, и как пример настоящего отношения учителей к своему служению, и как излитые на бумагу мысли и творческие приемы, которые могут быть применимы в любом направлении наставничества. Она одновременно и книга раскрытых профессиональных секретов и история еще молодой российской профориентации, которая охватила миллионы детей и сотни тысяч педагогов по всей стране.
Книга «Профориентационные рассказы» будет доступна всем желающим в главных библиотеках страны, а также станет бесплатным цифровым подарком всем российским педагогам-навигаторам в системе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
Кандидат наук Чередилина: Выбирать профессию подросткам мешают иллюзии
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8.
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
Мешают иллюзии
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Как их развеять
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.
Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников.
Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.