Из глубины веков

Наше село в глубокой древности

В доисторические времена, когда многие районы нашей страны были уже сравнительно густо заселены человеком, территория нынешней Ленинградской области, а следовательно и местность, где расположено наше село, представляло собой безжизненное пространство.

Холодное солнце скупо освещало безграничную безмолвную ледяную пустыню. Последнее большое оледенение завершилось примерно 20 тысяч лет назад, а началось миллион лет назад. Приблизительно 5-4 тысяч лет назад стал формироваться животный и растительный мир.

В это время с юга сюда продвинулись и люди. Они двигались медленно, живя в трудных климатических условиях. Они выбирали для поселений удобные места: устья рек, прикрытые лесом возвышенности.

О жизни людей каменного века в нашей местности узнали в конце 19 века по постройке нового Ладожского канала.

Но только при Советской власти стали вести систематические археологические исследования с середины 70-х годов и по настоящее время.

В 1953-1956 года было открыто одно из интереснейших поселений Приладожья - Усть-Рыбежно (на реке Паша).

раскопки.jpg
       фото из архива Ивановой М.В.
 
  Поселение располагалось на левом высоком берегу р. Рыбежки при впадении её в реку Пашу. Здесь найдены останки двух очагов, сложенных из камней, один из которых представлял печь-каменку с устьем, под развалинами очага лежала зола и мельчайшие угольки.
Рядом с очагами были выкопаны ямы, в которых стояли большие глиняные сосуды, сплошь украшенные узором из ямок различной формы.  

  Было найдено большое количество исключительно тщательно обработанных орудий труда из камня, топоров, долот из сланца с гладкой зашлифованной поверхностью, кремневых наконечников стрел и копий, ножей и скребков для обработки кожи и дерева. О том, что эти орудия изготовлялись на месте, свидетельствовало большое количество заготовок – кусков 


сланца и кремния.  

Сохранились незаконченные орудия, осколки их.

Костяные предметы не сохранились, но уцелели украшения из янтаря и его кусочки.

Использование кремния и янтаря указывает на то, что уже в эпоху неолита (новый каменный век) племена Южного Приладожья были связаны с южными и прибалтийскими племенами.

Остатки жилищ не сохранились, видимо, зимой люди жили в жилищах типа шалашей, сооруженных из жердей и покрытые шкурами, а в летнее время — прямо на открытом воздухе. Это поселение относится к 3 тысячелетию до н. э.

   раскопки1.jpg
       фото из архива Ивановой М.В. 

Второе, более позднее поселение, находится в одном километре от первого, в лесу на берегу высохшего ручья (900 метров от современного берега реки Паши). До этого Ладожское озеро затопило большую часть территории и, хотя к 1 тысячелетию уже успело освободить затопленную часть побережья, но заболоченность почвы заставила людей искать для своего поселка более высокие и сухие места.

На втором поселении (Усть-Рыбежно-2) были найдены остатки двух жилищ, углубленных нижней частью в землю и покрытых сверху, по-видимому, шкурами животных. В средней части жилища помещался очаг из камней, а около жилища — остатки открытых очагов, на которых готовили пищу в летнее время. Многочисленные орудия сделаны из сланца и кремния, но менее тщательно. Сосуды имеют уплотненное дно и украшены отпечатками грубо плетеной ткани.

О том, что люди научились ткать, свидетельствуют глиняные кружочки, служившие моховиками для веретена.

Особо интересны предметы, связанные с выплавкой бронзы — глиняные сосуды, в которых плавили металл, бронзовые шлаки и обломки бронзовых предметов. Все эти вещи найдены внутри жилища, вблизи очагов.

Наличие бронзы и изделий из них указывает на то, что население Приладожья уже в начале 1 тысячелетия до нашей эры стали переходить к изготовлению орудий из металла, хотя основой всего оставался камень, начался бронзовый век.

Также, как и период неолита, население вело обмен с прибалтийскими и более южными племенами; также, как и в каменный век, основой хозяйства были охота и рыболовство.

Изучение находок убеждает, что виды животных были разнообразнее современных: тюлень, косуля, олень, лось, кабан, бобер, соболь. Было много птиц: беркут белохвост, глухарь, полевой тетерев. Рыбы: судак, сом, налим, окунь, ерш. Установлено, что тогда уже человеку помогал его верный товарищ – собака.

Таким образом, раскопками последних лет удалось осветить до сих пор темные страницы древней истории народа, населявшего Приладожье в период родового первобытного строя.

Роды и племена были разобщены и часто в войнах или в борьбе с природой погибали.


Зарождение феодальных отношений

Но почти через 1,5 тысячи лет племена окрепли и расширяли свои земли. Кроме того сюда устремились с юга славяне, с запада – чудь, с востока – весь, с севера – норманны-варяги.

Приладожские курганы десятого века позволяет восстановить в основных чертах своеобразный облик народов, населявших нашу местность почти тысячу лет назад.

Селились люди поселками- хуторами, большими семьями, связанными родством по отцу. Это были соплеменники. Авторитет старшего был непререкаем, его власть признавался братьями и сыновьями, их женами, младшими родичами и слугами.

Каждая из семей вело отдельно хозяйство. Это оседлое население, которое занимается подсечным земледелием (в курганах найдены мотыги, серпы, но особенно много топоров; пашенное земледелие связано с проникновением сюда славян).

В курганах найдены кости домашних животных: лошадей, грубошерстных овец, свиней. Каждая семья на принадлежащих ей угодьях занималась земледелием, пасла скот, промышляла зверя и рыбу.

В каждом поселении, вероятно, был свой умелец, знавший кузнечное ювелирное дело (находки в курганах: весы, железные сковородки, шкатулки).

Наряду с чудскими в 9-10 веках возникали на реке Паше и норманнские поселения. Они охотно селились на новых землях (поселение Усть-Рыбежно). Некоторые чудские семьи роднились в норманнами, возникают смешенные поселения и захоронения. Все взрослое мужское население вооружено и составляет войско- дружину, в основе которого стоит старший – князь. Силой оружия они разрешают споры между семьями в роде и родами (черепа врагов находили в захоронениях).

Военные походы были неразрывной частью жизни, в них брали добычу, заключали торговые сделки, видимо, одним из торговых центров по реке Паше было поселение Вихмесь (река Сязьнега, приток Паши).


колголемо.jpg
          фото Ивановой М.В.
В 1934 году в окрестном лесу был обнаружен клад – 13 тысяч серебряных западноевропейских монет (динариев) и слиток серебра. Клад относится к 11-12 векам, а в 50-е годы найден клад близ деревни Колголема, в музее есть динарий, чеканный в Германии при короле Генрихе Третьем (1039-1056 гг.). Эти находки говорят о широких торговых связях населения Приладожья.   

Местные племена выделяли своих князей, бояр, воевод, которые находились на службе у Киевского князя, так во времена походов на Византию при Олеге (907-912 гг.) упоминаются чудь, словене, варяги. В больших семьях, родах и племенах уже не было равенства. Складывалась феодальная верхушка: бояре, воеводы. Они в 11 веке приняли христианство, отказались от языческих обрядов. Об этом говорят и новые захоронения в колодах, гробах, без вещей (кресты стали ставить с 14 века).

После распада Киевской Руси наша местность составляла Обонежский ряд Великого Новгорода. Сохранился написанный в 1137 году устав князя Святослава Олеговича, где перечислены погосты Приладожья (места, где собирались платежи в пользу князей и церкви). Их собирали князья и княжьи мужи в устье Паши – гривна, епископу – 10 гривен, попу – 2 гривны.

Свирица – важный торговый путь. Погосты становились административными и религиозными центрами. Сюда под защиту княжеских дружин и церкви стягивалось крестьянское древнерусское население. Возникают многочисленные села и деревни: Свирица (глубокая, племя весь), Доможирово (славянское). Кондега (медведь, племя весь).

Так из отдельных племен сложилась древнерусская народность, её северная ветвь, до конца 15 века входившая в Новгородскую феодальную республику.



13 – 17 века

 

 После раздробления древнерусского Киевского государства в 12 веке, наша территория входила в состав Новгородской феодальной республики (Обонежский ряд Великого Новгорода).

Шведские феодалы неоднократно хотели захватить нашу землю, но в 1164 году были разбиты в устье реки Воронежки (деревня Вороново, Воронег – древний погост).

Новгородские феодалы всё больше закреплялись на этих землях. В 13 веке они военной силой, заставили население Северо-Западной Руси принять христианство.

С конца 15 века (после присоединения Новгорода к Москве) наши земли вошли в состав Московского государства – России.В 16 веке, когда растут международные связи Москвы с Англией, Архангельск становится портовым городом, и через наше село проходит Архангельский тракт, по которому идут товары и ссыльные. По тракту возникают деревни и села, строятся церкви и монастыри.

воронежка.jpg
праздник "Слава русскому оружию-2013" на реке Воронежке. фото Максименко В.

  

В 1937 году в церкви деревни Манихино была найдена икона 14 века. Репродукция иконы в музее, а сама икона в Русском музее, часто экспонируется на выставках у нас в стране и за рубежом. Эта яркая, жизнерадостная живопись – пример древнерусского искусства.

Монастыри были и оборонительными сооружениями. Таким был монастырь в деревне Сторожно, от него осталась только каменная Никольская крепость.

Шведские феодалы не оставляют мысли о захвате этих земель в 16-17 веках. В районе деревни Часовенское ещё после Великой Отечественной войны находили иноземные шлемы, мечи, сохранились сказания о «ляхах» - завоевателях. Мир со шведами 1617 года заключен был в Столбове (недалеко от Волхова), название одного ручья так и сохранилось: Кровавый.

18 век

Но оживает наше село в начале 18 века – в эпоху Петра I. Строятся верфи на реке Свирь, на реке Сясь, на реке Паше. В районе деревни Емское основываются города Лодейное Поле, Новая Ладога.

Лес – основное богатство нашего края. Он стал нужен Петербургу, России. К верфям приписывали крестьян, они доставляли корабельный лес, определенное время работая на верфях. Царский двор одаривал здешними землями своих приближенных. Так здесь появляются помещики Мордвиновы, их усадьбы на правом берегу реки Паши. Они владели землями и на левом берегу (деревня Надкопанье). Глава семьи умер в Швейцарии, но его прах был перевезен сюда. Позднее в 19-начале 20 века земли Мордвиновы продали купцам.

В деревне Часовенское были тоже помещики, один из них даже привёз сюда целую крестьянскую семью, выигранную им в карты (потомки живут в Часовенском).

Крестьяне, не вынося издевательств и поборов, поднимались на восстания. Так было в деревне Сермакса , 8 человек предали суду, нескольких сослали в солдаты, а остальных пороли розгами. Так помещичьими были земли нынешнего Шпалозавода, Лесозавода, Октябрьской слободы (помещики Алексеев, Лебедев, Иванихин).

Они эти земли отдавали крестьянам в аренду. Но часть крестьян были государственными – черносошниками, они платили подати государству и несли повинности (обозную, строительную и так далее).


карта.jpg
        фото из архива Ивановой М.В.
Так крестьяне деревни Бендевенщина и Медведево пользовались землями приблизительно от станции Паша (железная дорога) до Кумбиты. Здесь было мало пахотной земли, зато много болота, кустарников. Землей крестьяне не пользовались вместе, жили общиной. На сходах землю переделяли по душам (на мужчин), и у кого семья больше, к тому и земли больше, потому что где семья – взрослые, там и скота больше, и обработка лучше, и урожай выше. Была чересполосица, на каждом поле имели узкую полоску, и каждое поле засевали одинаковой культурой. 

Пахали сохами, удобряли навозом, молотили цепами (приуз), использовали мотыги, серпы. Сеяли рожь, овес, ячмень, горох. Около дома были приусадебные участки (каждый имел по наделу). Садили картофель свеклу, лук, морковь, капусту.

В 80-е 18 века была образована Петербургская губерния, Новоладожский уезд, куда входило и наше село.

В уезде – 22 помещичьих хозяйств, им принадлежало 4/5 земель.

В уезде – 5% пахотных земель. На одну душу приходилось меньше 3 десятин земли. Оброк – 12 рублей с души.

К 1916 году было 11 тысяч сох и 460 плугов.



19 век

Не изменилась жизнь крестьян и после реформ 1861 года и 1906 года, только после 1861 году не стало крепостных, а после 1906 года зажиточные крестьяне перестали сообща пользоваться землей, им выделили один участок. Таких называли «столыпинскими мужичками».

У них и дома просторные, и во дворе 3-4 лошади, 5-6 коров, в хозяйстве работали от зари до зари, еле-еле сводили концы с концами, а бедняки по-прежнему имея тощую корову, низкую избушку, да пустые закрома вынуждены были нищенствовать («идти по миру») или залезать в долги, которые не могли отработать. Крестьяне обеспечивали себя одеждой, обувью, предметами домашнего обихода (в музее солонка, ложка, кошель…).

В уезде крестьянских хозяйств 20,8 тысяч, 2 тысячи крестьян не имели земель, 5 тысяч не имели рабочего скота. В 1898 году подати составляли 184 тысячи рублей, недоимки – 150 тысяч.

Работали много не только взрослые, но и дети (ходили на покос, пасли скот, выполняли работы по хозяйству). Развивались крестьянские промыслы: в Манихино, Сонино славились бондари, гончары. Делали бочки, кадушки, ушата, горшки, миски, рукомойники, детские игрушки (свистульки).